ГОСТ Р 50952-96
Группа Д50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕПЛОВОЗЫ
Экологические требования. Основные положения
Diesel locomotives.
Ecological requirements.
General
ОКС 45.020*
ОКСТУ 0004
_____________________
* В указателе "Государственные стандарты" 2003 год
ОКС 13.020.50, 45.060.10. - Примечание.
Дата введения 1997-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. N 583
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы по ГОСТ 22602, ГОСТ 22339 (далее - тепловозы) и устанавливает требования к конструкции тепловозов, касающиеся их воздействия на окружающую среду, включая среду, в которой находятся люди, занятые испытаниями и ремонтом тепловозов (далее - окружающая среда).
Требования стандарта являются обязательными.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22339-88 Тепловозы маневровые и промышленные. Типы и основные параметры
ГОСТ 22602-91 Тепловозы магистральные. Типы и основные параметры
ГОСТ Р 50953-96 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения
ГОСТ Р 50951-96 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений
3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Тепловозы по своей конструкции и изготовлению должны соответствовать тем эксплуатационным функциям, для которых они предназначены, и сводить к минимуму вредные воздействия на окружающую среду.
3.2 Экологические требования устанавливаются в стандартах, а также в технических условиях (ТУ) и конструкторской документации на конкретные тепловозы.
3.3 Устанавливаемые стандартами экологические нормы и требования должны распространяться на новые и эксплуатируемые тепловозы, а также тепловозы после капитального ремонта.
4 КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
4.1 Факторы вредного воздействия на окружающую среду, определяемые конструкцией тепловоза, по природе действия подразделяют на группы и виды по таблице 1.
Таблица 1
Группы факторов | Виды факторов |
Физические | Повышенная запыленность, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенный уровень ультразвука, повышенная подвижность воздуха, повышенный уровень электромагнитного излучения, искровыделение. |
Химические | Отработавшие газы дизеля, дьшность, выбросы вредных веществ, топливо и его пары, смазки и масла и их пары, охлаждающие жидкости |
4.2 Основные источники возникновения факторов вредного воздействия:
- тепловоз;
- дизель;
- генератор;
- аппаратура контроля и управления;
- системы смазки и охлаждения;
- топливные системы;
- система выпуска отработавших газов;
- взаимодействие экипажной части тепловозов и верхнего строения пути.
5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1 При проектировании тепловозов следует учитывать экологические характеристики применяемых комплектующих изделий и материалов, назначение тепловозов, условия их эксплуатации и условия окружающей среды.
5.2 Для предотвращения вредного воздействия, производимого тепловозами, должны быть предусмотрены технические средства по документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
5.3 Конструкция тепловозов должна предотвращать просачивание жидкостей и их паров в окружающую среду.
5.4 Конструкция тепловозов должна предотвращать искровыделение в окружающую среду.
5.5 Предельные значения внешнего шума - по ГОСТ Р 50951.
5.6 Предельные значения дымности отработавших газов - по ГОСТ Р 50953.
5.7 Предельные значения выбросов вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ Р 50953.
5.8 Комплект сопроводительной документации должен содержать документы, подтверждающие соответствие тепловозов экологическим требованиям.
5.9 В ТУ на конкретные тепловозы должны быть указаны ссылки на нормативные документы, устанавливающие нормы выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов и внешнего шума.
5.10 Проверки на соответствие тепловозов экологическим нормам (по факторным характеристикам), установленным в стандартах, при проведении сертификационных испытаний осуществляются аккредитованными испытательными Центрами и лабораториями.