ГОСТ Р 41.83-2004
(Правила ЕЭК ООН N 83)
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОПЛИВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the emission
of pollutants according to engine fuel requirements
OКC 43.020, 13.040.50
ОКП 45 1000
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) и Научно-техническим центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
2 ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 126-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 83 (Пересмотр 2, включая поправки серии 05) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя (Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the emission of pollutants according to engine fuel requirements)". При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение С), включенные в текст стандарта для учета особенности национальной стандартизации, выделены курсивом
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.83-99
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1 Область применения
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт применяют в отношении:
1.1.1 выбросов вредных веществ с отработавшими газами при нормальной и низкой температуре окружающей среды, выбросов в результате испарений и выбросов картерных газов, долговечности устройств для очистки отработавших газов, а также в отношении бортовой диагностической системы (БДС) транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием и имеющих не менее четырех колес;
1.1.2 выбросов вредных веществ с отработавшими газами, долговечности устройств для очистки отработавших газов и БДС транспортных средств категорий M и N* максимальной массой не более 3500 кг, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и имеющих не менее четырех колес;
________________
* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051.
1.1.3 выбросов вредных веществ с отработавшими газами при нормальной и низкой температуре окружающего воздуха, выбросов в результате испарения топлива, выбросов картерных газов, долговечности системы снижения вредных выбросов и БДС гибридных электрических транспортных средств (ГЭТС), оснащенных двигателями с принудительным зажиганием и имеющих не менее четырех колес;
1.1.4 выбросов вредных веществ, долговечности системы снижения вредных выбросов и БДС гибридных электрических транспортных средств (ГЭТС) категорий M и N максимальной массой не более 3500 кг, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, имеющих не менее четырех колес.
1.1.5 Настоящий стандарт не применяют к транспортным средствам максимальной массой менее 400 кг и к транспортным средствам, максимальная расчетная скорость которых менее 50 км/ч.
1.1.6 По запросу изготовителя действие сертификата соответствия, выданного на основании настоящего стандарта для транспортных средств категорий M и N, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и утвержденных по типу конструкции, может быть распространено на транспортные средства категорий M и N контрольной массой не более 2840 кг, которые соответствуют требованиям раздела 7.
1.1.7 Настоящий стандарт не распространяется на транспортные средства категорий M, M и N, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на компримированном природном газе (КПГ), или двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе (СНГ), максимальной массой не более 3500 кг при условии, что установленный на них двигатель соответствует действующим требованиям ГОСТ Р 41.49.
1.2 Стандарт не распространяется на транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, применяемыми на транспортных средствах с максимальной массой более 3500 кг и подпадающими под действие ГОСТ Р 41.49.
1а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации
ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ
ГОСТ Р 41.101-99 (Правила ЕЭК ООН N 101) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения объема выбросов двуокиси углерода и расхода топлива, а также транспортных средств категорий M и N оборудованных электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Директива ЕС 70/220 О сближении законов государств-членов в отношении мер, принимаемых для борьбы с загрязняющими выбросами механических транспортных средств
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип транспортного средства (vehicle type): Механические транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении:
2.1.1 эквивалентной инерции, определяемой в зависимости от контрольной массы в соответствии с Г.5.1 приложения Г;
2.1.2 характеристик двигателя и транспортного средства в соответствии с приложением А.
2.2 контрольная масса (reference mass): Сумма "массы без нагрузки" транспортного средства и единой условной массы в 100 кг для проведения испытания в соответствии с приложениями Г и И.
2.2.1 масса без нагрузки (unladen mass): Масса снаряженного транспортного средства без водителя, пассажиров и загрузки по ГОСТ Р 52051.
2.3 максимальная масса (maximum mass): Технически допустимая максимальная масса, объявленная изготовителем транспортного средства.
Примечание - Максимальной массой, которую необходимо учитывать при классификации полуприцепа или прицепа с центральной осью, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим транспортным средством.
2.4 газообразные вредные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработавшими газами в виде оксида углерода, оксидов азота, выраженных в эквиваленте диоксида азота (NO), и углеводородов, выраженных в следующих эквивалентах:
CH - для бензина;
CH - для дизельного топлива;
CH - для СНГ;
CH - для
ПГ.
2.5 вредные частицы (particulate pollutants): Компоненты отработавших газов, улавливаемые при максимальной температуре 325 К (52 °C) в разбавленных отработавших газах с помощью фильтров в соответствии с приложением Г.
2.6 выбросы вредных веществ с отработавшими газами (exhaust emissions): Выбросы газообразных вредных веществ двигателями с принудительным зажиганием, а также газообразных вредных веществ и вредных частиц - двигателями с воспламенением от сжатия.
2.7 выбросы в результате испарения (evaporative emissions): Выбросы паров углеводородов из топливной системы питания транспортного средства:
2.7.1 выбросы паров из топливного бака (tank breathing losses): Выбросы углеводородов, вызванные изменением температуры в топливном баке (выражают в эквиваленте CH);
2.7.2 выбросы в результате горячего насыщения (hot soak losses): Выбросы углеводородов из системы питания транспортного средства, остановленного после периода движения (выражают в эквиваленте CH).
2.8 картер двигателя (engine crankcase): Имеющиеся в двигателе или вне его емкости, соединенные с маслоотстойником внутренними или внешними каналами, из которых могут просачиваться газы и пары.
2.9 устройство для запуска холодного двигателя (cold start device): Устройство временного обогащения в двигателе топливо-воздушной смеси для облегчения запуска двигателя.
2.10 вспомогательное устройство запуска двигателя (starting aid): Устройство, которое облегчает запуск двигателя без обогащения топливо-воздушной смеси в двигателе (свеча предпускового подогрева, изменение момента впрыскивания топлива и т.д.).
2.11 рабочий объем двигателя (engine capacity): Номинальный объем цилиндров - для поршневых двигателей, двойной номинальный объем камер сгорания для каждого ротора - для роторно-поршневых двигателей (двигатель Ванкеля).
2.12 устройства для предотвращения загрязнения (pollution control devices): Устройства транспортного средства, которые контролируют и/или ограничивают выбросы отработавших газов и выбросы в результате испарения.
2.13 БДС (OBD): Бортовая диагностическая система контроля за выбросами, способная выявлять возможную зону неисправности при помощи программ, введенных в память компьютера.
2.14 эксплуатационное испытание (in-service test): Испытание и оценка соответствия согласно 8.2.1.
2.15 надлежащее техническое обслуживание и эксплуатация (properly maintained and used): Техническое обслуживание и эксплуатация, при которых транспортное средство отвечает критериям приемлемости отобранного транспортного средства, предусмотренным в 3.2 дополнения 3 к настоящему стандарту.
2.16 блокирующее устройство (defeat device): Любой элемент конструкции, определяющий температуру, скорость транспортного средства, частоту вращения двигателя, передаточный механизм, вакуумную систему или любой другой параметр, предназначенный для целей активации, модулирования, приостановки или отключения какой-либо части системы контроля выбросов, что приводит к снижению эффективности работы системы контроля выбросов в нормальных условиях эксплуатации.
Такой элемент конструкции не рассматривается как блокирующее устройство, если: потребность в данном устройстве обусловлена соображениями защиты двигателя от разрушения или серьезного повреждения и безопасного функционирования транспортного средства либо данное устройство не работает после запуска двигателя, либо соответствующие условия предусмотрены процедурой испытаний типа I или типа VI.
2.17 семейство транспортных средств (family of vehicles): Группа типов транспортных средств, определенных по базовому транспортному средству в соответствии с приложением Н.
2.18 топливо, необходимое для двигателей (fuel requirement by the engine): Обычно используемое для питания двигателя топливо:
- бензин,
- сжиженный нефтяной газ (СНГ),
- компримированный природный газ (КПГ),
- бензин либо СНГ,
- бензин либо КПГ,
- дизельное топливо.
2.19 сертификация транспортного средства (approval of a vehicles): Сертификация типа транспортного средства в отношении ограничений, приведенных в 2.19.1-2.19.3:
2.19.1 сертификация B* (approval B): Ограничения в отношении выбросов газообразных вредных веществ двигателем, выбросов в результате испарения, выбросов картерных газов и долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ, выбросов вредных веществ при запуске холодного двигателя, проверки БДС транспортных средств, работающих на неэтилированном бензине, или которые могут работать на неэтилированном топливе либо на СНГ или КПГ;
________________
* Сертификация A отменена. Поправками серии 05 применение этилированного бензина запрещено.
2.19.2 сертификация C (approval C): Ограничения в отношении выбросов газообразных вредных веществ и вредных частиц, долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ, проверки БДС транспортных средств, работающих на дизельном топливе;
2.19.3 сертификация D (approval D): Ограничения в отношении выбросов газообразных вредных веществ, выбросов картерных газов, долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ, выбросов вредных веществ при запуске холодного двигателя, проверки БДС транспортных средств, работающих на СНГ или КПГ.
2.20 система периодической регенерации (periodically regenerating system): Устройство для ограничения загрязнения (например каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр), которое требует периодического процесса регенерации менее чем через 4000 км обычной эксплуатации транспортного средства. В ходе циклов регенерации нормы выбросов могут быть превышены. Если регенерация устройства происходит, по крайней мере, один раз в ходе испытания типа I и если до этого оно было регенерировано хотя бы один раз при проведении подготовительных испытательных циклов, это устройство считают системой постоянной регенерации, не требующей специальной процедуры испытания. Приложение П к системам постоянной регенерации не применяют.
По заявке изготовителя специальную процедуру испытания, применяемую к системам периодической регенерации, не используют, если изготовитель представляет данные о том, что в ходе циклов регенерации выбросы соответствуют требованиям 5.3.1.4, для транспортных средств соответствующей категории.
2.21 гибридные транспортные средства (hybrid vehicles):
2.21.1 гибридное транспортное средство (ГТС) (hybrid vehicle): Транспортное средство с двумя различными источниками (конвертерами) энергии и двумя различными системами хранения энергии на транспортном средстве для начала движения;
2.21.2 гибридное электрическое транспортное средство (ГЭТС) (hybrid electric vehicles): Транспортное средство, которое с помощью механического двигателя тянет энергию из следующих источников с двумя различными конвертерами энергии:
- потребляемое топливо;
- электрическое запоминающее устройство энергии (аккумулятор, конденсатор, генератор и т.д.).
2.22 монотопливное транспортное средство (mono-fuel vehicles): Транспортное средство, изначально сконструированное для постоянной эксплуатации на сжиженном нефтяном газе (СНГ) или компримированном природном газе (КПГ), но оснащенное в некоторых случаях системой подачи бензина только для экстренных случаев во время запуска, при этом емкость топливного бака должна быть не более 15 л (дм) бензина.
2.23 двухтопливное транспортное средство (bi-fuel vehicles): Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации часть времени на бензине и часть времени - на СНГ или КПГ.
3 Заявка на сертификацию
3.1 Заявку на сертификацию типа транспортного средства в отношении выбросов отработавших газов, картерных газов, выбросов в результате испарения и долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ, а также БДС подает изготовитель или его уполномоченный представитель.
Если заявка касается БДС, то используют метод в соответствии с М.3 приложения М.
3.1.1 К заявке на сертификацию БДС прилагают дополнительную информацию, указанную в А.4.2.11.2.7, а также следующие документы:
3.1.1.1 декларацию изготовителя транспортного средства:
3.1.1.1.1 для транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, - информацию в процентах о доле пропусков зажигания в общем числе попыток зажигания, приводящих к превышению предельных значений выбросов в соответствии с М.3.3.2 приложения М, при условии, что ее фиксируют от начала испытания типа I в соответствии с Г.5.3.1 приложения Г;
3.1.1.1.2 для транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, - информацию в процентах о доле пропусков зажигания в общем числе попыток зажигания, которые могут привести к необратимым повреждениям нейтрализатора(ов) вследствие перегрева;
3.1.1.2 подробную информацию с полным описанием функционально-эксплуатационных характеристик БДС, включая перечень всех соответствующих частей системы контроля выбросов, т.е. датчиков, исполнительных механизмов и деталей, контролируемых БДС;
3.1.1.3 описание индикатора неисправностей, используемого в БДС для оповещения водителя транспортного средства о неисправности; при наличии - копии других сертификатов соответствия типа для учета при оформлении нового сертификата соответствия;
3.1.1.4 в соответствующих случаях - подробные сведения о семействе транспортных средств в соответствии с дополнением 2 к приложению М.
3.1.2 Для проведения испытаний в соответствии с М.3 приложения М испытательной лаборатории передают транспортное средство, оснащенное БДС, представляющее тип транспортного средства, подлежащего сертификации. Если испытательная лаборатория определит, что представленное транспортное средство не в полной мере представляет тип или семейство транспортных средств в соответствии с дополнением 2 к приложению М, то в соответствии с М.3 для проведения испытаний представляют альтернативное и, при необходимости, дополнительное транспортное средство.
3.2 Образец информационного документа, касающегося выбросов вредных веществ с отработавшими газами, выбросов в результате испарения, долговечности устройств контроля выбросов и БДС, приведен в приложении А. Информация, приведенная в А.4.2.11.2.7.6 приложения А, должна быть включена в приложение Б - раздел БДС-испытания.
3.2.1 В случае необходимости представляют копии других сертификатов соответствия с необходимыми данными для целей определения коэффициентов ухудшения.
3.3 В лабораторию, уполномоченную проводить испытания для сертификации, должно быть представлено транспортное средство, соответствующее типу транспортного средства, подлежащего сертификации, с целью проведения испытаний, предусмотренных в разделе 5.
4 Предоставление сертификата соответствия
4.1 Если тип транспортного средства, представленного на сертификацию в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают сертифицированным.
4.2 Для каждого сертифицированного типа транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих самым последним техническим изменениям, внесенным в настоящий стандарт на дату сертификации (в настоящее время это соответствует поправкам серии 05). Номер этого сертификата не может быть присвоен транспортному средству другого типа.
4.3 Сертификат соответствия в виде приложения должен включать информацию по образцу, приведенному в приложении Б.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем сертифицированному, должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, включающая в себя:
- знак соответствия по ГОСТ Р 50460;
- обозначение настоящего стандарта;
- дополнительное обозначение для проведения различия между предельными значениями выбросов, в отношении которых предоставлен сертификат соответствия, в виде римских цифр I или II,соответствующих разделам A или B таблицы 2.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, сертифицированному на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, в соответствии с которыми было сертифицировано это транспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
4.6 Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
4.7 Знак соответствия помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.
Примеры схем маркировки приведены на рисунках В.1 и В.2.
4.8 Орган по сертификации проверяет эффективность контроля за соответствием производства до выдачи сертификата соответствия.
5 Технические требования и методы испытаний
В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, изготовители транспортных средств, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20000 транспортных средств в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 70/220 "О сближении законов государств-членов в отношении мер, принимаемых для борьбы с загрязняющими выбросами механических транспортных средств" с поправкой 2002/80 от 03.10.2002*.
________________
* Опубликовано в Official Journal N L 291 от 28.10.2002.
5.1 Общие положения
5.1.1 Узлы, способные влиять на выброс вредных веществ, должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы в нормальных условиях эксплуатации, несмотря на вибрацию, которой они могут быть подвержены, транспортное средство соответствовало требованиям настоящего стандарта.
5.1.2 Изготовитель должен принимать такие технические меры, которые в соответствии с требованиями настоящего стандарта обеспечивают в течение срока службы транспортных средств при нормальных условиях эксплуатации эффективное ограничение выбросов вредных веществ с отработавшими газами и в результате испарения. Эти меры включают в себя надежность креплений и соединений всех патрубков, входящих в систему ограничения выбросов, которые должны быть установлены так, чтобы соответствовать исходной конструктивной схеме. Для выбросов отработавших газов и выбросов в результате испарения должны быть выполнены соответственно требования 5.3.1.4 и 8.2.3.1.1.
5.1.2.1 Использование блокирующих устройств запрещается.
5.1.3 Заливные горловины топливных баков
Транспортное средство, оснащенное двигателем с принудительным зажиганием и работающее на неэтилированном бензине или которое может работать на неэтилированном бензине в сочетании с СНГ или КПГ, должно соответствовать требованиям 5.1.3.1 или 5.1.3.2.
5.1.3.1 При условии соблюдения требований 5.1.3.2 конструкция заливной горловины бензинового бака не должна позволять заполнять его с помощью топливозаправочного пистолета, наружный диаметр наконечника которого равен или превышает 23,6 мм.
5.1.3.2 Пункт 5.1.2.1 не применяют к транспортному средству, в отношении которого соблюдаются два следующих условия:
5.1.3.2.1 транспортное средство сконструировано и построено таким образом, чтобы этилированное топливо не оказывало отрицательного воздействия ни на одно устройство для предотвращения выбросов вредных веществ;
5.1.3.2.2 на этом транспортном средстве на хорошо видимом для лица, заполняющего бензиновый бак, месте проставляют легко читаемый и нестираемый символ для неэтилированного бензина по [1]. Допускается использовать дополнительную маркировку.
5.1.4 Изготовитель должен принимать необходимые технические меры для предотвращения чрезмерных выбросов в результате испарения и утечки топлива из-за отсутствия крышки заливной горловины топливного бака.
Для этого принимают следующие меры:
5.1.4.1 несъемную крышку заливной горловины топливного бака, открывающуюся и закрывающуюся автоматически;
5.1.4.2 элементы конструкции, не допускающие чрезмерных выбросов в результате испарения в случае потери крышки заливной горловины топливного бака;
5.1.4.3 любые другие меры, позволяющие достичь той же цели: использование крышки со страховочным фалом, крышки, страхуемой цепью, или крышки, для открытия которой используют тот же ключ, что и для замка зажигания транспортного средства, при этом ключ должен вытаскиваться из замка крышки заливной горловины только в закрытом положении.
5.1.5 Меры по обеспечению безопасности электронной системы
5.1.5.1 На любом транспортном средстве, оборудованном компьютером для контроля выбросов вредных веществ, должны быть предусмотрены элементы, исключающие возможность изменения его конструкции, не допускаемые изготовителем. Изготовитель должен выдать разрешение на изменения конструкции, если они необходимы для диагностического контроля, обслуживания, технического осмотра, модернизации или ремонта транспортного средства. Любые перепрограммируемые команды или эксплуатационные параметры должны быть защищены от несанкционированного вмешательства, имея в виду, что безопасная передача данных осуществляется с использованием диагностических средств по 6.5 дополнения 1 к приложению М. Любые съемные калибруемые модули памяти должны быть капсулированы, помещены в герметичный контейнер или защищены электронными алгоритмами и не должны поддаваться изменению без использования специализированных инструментов и процедур.
5.1.5.2 Программируемые параметры функционирования двигателя не должны поддаваться изменению без использования специализированных инструментов и процедур (например, речь идет о запаянных или герметичных элементах компьютера либо опечатанном или запаянном корпусе компьютера).
5.1.5.3 При использовании механических топливных насосов высокого давления, установленных на двигателях с воспламенением от сжатия, изготовители должны принять меры для защиты регулировки максимальной подачи топлива от несанкционированного вмешательства в эксплуатации.
5.1.5.4 Изготовитель может обратиться в орган по сертификации с просьбой об освобождении от выполнения одного из этих требований в отношении транспортных средств, которые не нуждаются в защите. К числу критериев, которыми руководствуется (но не ограничивается ими) орган по сертификации при рассмотрении обращения об упомянутом освобождении, относятся, в частности, доступность функциональных микросхем, высокие характеристики автомобиля и предполагаемый объем продажи транспортных средств.
5.1.5.5 Изготовители, использующие программируемые системы команд (например модули памяти типа EEPROM), должны исключить возможность несанкционированного перепрограммирования. Изготовители должны использовать эффективные стратегии защиты от несанкционированного вмешательства и предусматривать функции защиты, требующие электронного доступа к внешнему компьютеру, обслуживаемому изготовителем. Методы, позволяющие обеспечить адекватный уровень защиты от неправильного обращения, должны быть утверждены компетентным органом в установленном порядке.
5.1.6 Должна быть предусмотрена возможность проверки транспортного средства на предмет его пригодности к эксплуатации с целью определения характеристик, необходимых для испытания, собираемых по 5.3.7. Если проверка требует специальной процедуры, она должна быть описана в руководстве по эксплуатации (или эквивалентном сопроводительном документе). Процедура не должна требовать специального оборудования, кроме установленного на транспортном средстве.
5.2 Методы испытаний
Типы испытаний для сертификации транспортного средства приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Схемы предоставления сертификата соответствия и возможного распространения его действия
Тип | Транспортные средства категорий М и N, | Транспортные средства категорий М и N, оснащенные двигателями с воспламенением | ||
| только на бензине | двухтопливное | монотопливное | |
I | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (испытания на обоих топливах) (максимальная масса 3,5 т) | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (максимальная масса 3,5 т) |
II | Да | Да (испытания на обоих топливах) | Да | - |
III | Да | Да (испытания только на бензине) | Да | - |
IV | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (испытания только на бензине) (максимальная масса 3,5 т) | - | - |
V | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (испытания только на бензине) (максимальная масса 3,5 т) | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (максимальная масса 3,5 т) |
VI | Да (максимальная масса 3,5 т) | Да (испытания только на бензине) (максимальная масса 3,5 т) | - | - |
Распространение | Раздел 7 | Раздел 7 | Раздел 7 | Раздел 7 категории М и N с контрольной массой 2840 кг |
БДС | Да | Да | Да | Да |
5.2.1 Транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, и гибридные электрические транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, подвергают испытаниям следующих типов:
I - определение уровня выбросов вредных веществ с отработавшими газами после запуска холодного двигателя;
II - определение выброса оксида углерода в режиме холостого хода;
III - определение выброса картерных газов;
IV - определение выброса в результате испарения топлива транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием;
V - ресурсные испытания для проверки долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ;
VI - определение выброса оксидов углерода и углеводородов с отработавшими газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре окружающей среды;
БДС-испытания.
5.2.2 Транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, и гибридные электрические транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием, работающими только на СНГ или КПГ (монотопливными или двухтопливными), подвергают испытаниям следующих типов:
I - определение средних значений выбросов вредных веществ с отработавшими газами после запуска холодного двигателя;
II - определение выбросов оксида углерода в режиме холостого хода;
III - определение выброса картерных газов;
IV - определение выбросов в результате испарения топлива транспортными средствами, где это применимо;
V - ресурсные испытания для проверки долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ;
VI - определение средних значений выбросов оксида углерода и углеводородов с отработавшими газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре окружающей среды, где это применимо;
БДС-испытания, где это применимо.
5.2.3 Транспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия, и гибридные электрические транспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия, подвергают испытаниям следующих типов:
I - определение уровня выбросов отработавших газов после запуска холодного двигателя;
V - ресурсные испытания для проверки надежности устройств контроля выбросов вредных веществ;
БДС-испытания (в соответствующем случае).
5.3 Описание испытаний
5.3.1 Испытание типа I. Определение уровня выбросов отработавших газов после запуска холодного двигателя
5.3.1.1 Схема сертификации типа транспортного средства на основании испытания типа I приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема проведения сертификационных испытаний типа I
Рисунок 1 - Схема проведения сертификационных испытаний типа I
Этому испытанию подвергают все транспортные средства, предусмотренные в разделе 1, максимальной массой не более 3500 кг.
5.3.1.2 Транспортное средство устанавливают на динамометрическом стенде, оборудованном системой имитации нагрузки и инерции.
5.3.1.2.1 Испытание проводят без перерыва в течение 19 мин 40 с. Испытание состоит из двух частей, между которыми, по согласованию с изготовителем, может быть предусмотрен период не более 20 с, в течение которого не проводят отбор проб для облегчения регулирования испытательного оборудования.
5.3.1.2.1.1 Транспортные средства, работающие на СНГ или КПГ, подвергают испытанию типа I вариантами в составе СНГ или КПГ в соответствии с приложением Н.
Транспортные средства, которые могут работать на бензине в сочетании с СНГ или КПГ, подвергают испытаниям типа I с использованием обоих видов топлива, при этом при испытании на газе используют два варианта соответствующего газового топлива в соответствии с приложением Н.
5.3.1.2.1.2 Несмотря на требования 5.3.1.2.1.1, транспортные средства, которые могут работать как на бензине, так и на газообразном топливе, с системой подачи бензина только в аварийных ситуациях или для запуска двигателя и вместимостью топливного бака не более 15 л (дм) бензина, подвергают испытанию типа I как транспортные средства, которые предназначены для работы только на газообразном топливе.
5.3.1.2.2 Первая часть испытания состоит из четырех простых городских циклов. Каждый простой городской цикл состоит из 15 режимов работы (холостой ход, ускорение, постоянная скорость, замедление и т.д.).
5.3.1.2.3 Вторая часть состоит из одного внегородского цикла, включающего 13 режимов работы (холостой ход, ускорение, постоянная скорость, замедление и т.д.).
5.3.1.2.4 Во время испытания отработавшие газы транспортного средства разбавляют, а пропорциональную пробу собирают в одну или несколько емкостей. Разбавление, отбор, анализ и определение общего объема разбавленных отработавших газов проводят в соответствии с описываемой ниже процедурой.
Для автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, измеряют не только выбросы оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, но и выбросы вредных частиц.
5.3.1.3 Испытание проводят в соответствии с приложением Г. Сбор и анализ газов, а также сбор и взвешивание вредных частиц следует проводить в соответствии с методами, предписанными настоящим стандартом.
5.3.1.4 В соответствии с требованиями 5.3.1.5 испытания проводят три раза. Результаты каждого испытания умножают на соответствующие коэффициенты ухудшения, определенные в 5.3.6, и, в случае систем периодической регенерации (2.20), умножают на коэффициенты регенерации каждого вредного вещества , полученные в соответствии с приложением П. Результирующие массы газообразных выбросов, а для транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, также массы вредных частиц, полученные в каждом испытании, должны быть меньше предельных значений, указанных в таблице 2 для транспортных средств соответствующих категорий.
Таблица 2 - Предельные значения вредных веществ в отработавших газах
Характеристика транспортного средства | Контрольная масса (КМ), кг | Масса оксида углерода (CO) ****, г/км | Масса углево- дородов (CH) , г/км | Масса оксидов азота (NO) , (г/км) | Суммарная масса оксидов азота и углево- дородов (CH+NO) +, г/км | Масса вредных частиц* (PM) , г/км | ||||||
| | | Топливо, необходимое для работы двигателя | |||||||||
Категория | Класс | | бен- зин | ди- зель- | бен- зин | ди- зель- | бен- зин | ди- зель- | бен- зин | ди- зель- | ди- зель- | |
| M** | - | 400 кг | 2,3 | 0,64 | 0,20 | - | 0,15 | 0,50 | - | 0,56 | 0,05 |
A (2006) | | I | КМ1305 кг | 2,3 | 0,64 | 0,20 | - | 0,15 | 0,50 | - | 0,56 | 0,05 |
| N*** | II | 1305 кг<КМ1760 кг | 4,17 | 0,80 | 0,25 | - | 0,18 | 0,65 | - | 0,72 | 0,07 |
| | III | КМ>1760 кг | 5,22 | 0,95 | 0,29 | - | 0,21 | 0,78 | - | 0,86 | 0,10 |
| M** | - | 400 кг | 1,0 | 0,50 | 0,10 | - | 0,08 | 0,25 | - | 0,30 | 0,025 |
B (2008) | | I | КМ1305 кг | 1,0 | 0,50 | 0,10 | - | 0,08 | 0,25 | - | 0,30 | 0,025 |
| N*** | II | 1305 кг<КМ1760 кг | 1,81 | 0,63 | 0,13 | - | 0,10 | 0,33 | - | 0,39 | 0,04 |
| | III | КМ>1760 кг | 2,27 | 0,74 | 0,16 | - | 0,11 | 0,39 | - | 0,46 | 0,06 |
* Для двигателей с воспламенением от сжатия. |
5.3.1.4.1 Независимо от требований 5.3.1.4 для каждого вредного вещества или их сочетания одна из трех полученных суммарных масс может превышать не более чем на 10% предельное значение по таблице 2 при условии, что среднеарифметическое значение всех трех суммарных масс менее предельного значения.
Если предельные значения превышены более чем по одному вредному веществу, то не имеет значения, происходит это в рамках одного и того же или различных испытаний.
5.3.1.4.2 Если испытания проводят с использованием газового топлива, то суммарная масса газообразных выбросов должна быть меньше предельных значений, установленных в таблице 2 для транспортных средств, работающих на бензине.
5.3.1.5 Число испытаний по 5.3.1.4 сокращают при определенных ниже условиях испытаний, где - результат первого испытания, a - результат второго испытания по каждому вредному веществу или общему объему выбросов двух вредных веществ, на которые распространяется ограничение.
5.3.1.5.1 Проводят только одно испытание, если полученное значение по каждому вредному веществу или по общему выбросу двух вредных веществ, на которые распространяется ограничение, меньше или равно , где - предельное значение содержания вредного вещества в отработавших газах.
5.3.1.5.2 Два испытания проводят, если не удовлетворяются условия 5.3.1.5.1 и если для каждого вредного вещества или общего выброса двух вредных веществ, на которые распространяется ограничение, соблюдаются следующие условия:
и и .
5.3.2 Испытание типа II. Определение выброса оксида углерода в режиме холостого хода
5.3.2.1 Испытание проводят на транспортных средствах максимальной массой более 3500 кг, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием.
5.3.2.1.1 Транспортные средства, которые могут работать на бензине или СНГ, или КПГ, должны проходить испытание типа II с использованием топлива обоих видов.
5.3.2.1.2 Несмотря на требования 5.3.2.1.1, транспортные средства, которые могут работать как на бензине, так и на газообразном топливе, с системой подачи бензина только в особых случаях или для запуска двигателя, и топливным баком объемом не более 15 л (дм) бензина проходят испытание типа II как транспортные средства, которые могут работать только на газообразном топливе.
5.3.2.2 При проведении испытания в соответствии с приложением Д содержание оксида углерода в отработавших газах двигателя, работающего в режиме холостого хода, не должно превышать 3,5% (по объему) при регулировке, указанной изготовителем, и 4,5% - в диапазоне регулировок в соответствии с приложением Д.
5.3.3 Испытание типа III. Определение выброса картерных газов
5.3.3.1 Испытание типа III проводят на всех транспортных средствах, указанных в разделе 1, за исключением транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия.
5.3.3.1.1 Транспортные средства, которые могут работать на бензине и СНГ или КПГ, должны проходить испытание типа III только с использованием бензина.
5.3.3.1.2 Несмотря на требования 5.3.3.1.1, транспортные средства, которые могут работать на бензине и на газообразном топливе, но в которых система подачи бензина установлена только для особых случаев или для запуска двигателя с топливным баком объемом не более 15 л бензина, должны проходить испытание типа III как транспортные средства, которые могут работать только на газообразном топливе.
5.3.3.2 В ходе проверки в условиях в соответствии с приложением Е система вентиляции картера не должна допускать выброса картерных газов в атмосферу.
5.3.4 Испытание типа IV. Определение выброса в результате испарения топлива, производимого транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием
5.3.4.1 Испытание типа IV проводят на всех транспортных средствах, указанных в разделе 1, за исключением транспортных средств, оснащенных двигателем с воспламенением от сжатия, транспортных средств, работающих на СНГ или КПГ, и транспортных средств максимальной массой более 3500 кг.
5.3.4.1.1 Транспортные средства, которые могут работать на бензине, СНГ или КПГ, подвергают испытаниям типа IV только при работе на бензине.
5.3.4.2 В ходе проверки в условиях в соответствии с приложением Ж выбросы в результате испарения должны быть менее 2 г на испытание.
5.3.5 Испытание типа V. Ресурсные испытания для проверки долговечности устройств контроля выбросов вредных веществ.
5.3.5.1 Испытание типа V проводят на всех транспортных средствах, указанных в разделе 1 и подвергаемых испытанию, указанному в 5.3.1.
Это испытание, представляющее собой испытание на старение при пробеге 80000 км, проводят по программе в соответствии с приложением К на испытательном треке, дороге или динамометрическом стенде.
5.3.5.1.1 Транспортные средства, которые могут работать на бензине или СНГ, или КПГ, должны проходить испытание типа V только с использованием бензина, при этом поправочный коэффициент, определенный при работе на неэтилированном бензине, учитывают также для СНГ или КПГ.
5.3.5.2 В качестве альтернативы проведению испытания по 5.3.5.1 изготовитель может выбрать для использования коэффициенты ухудшения, которые указаны в таблице 3.
Таблица 3
| Коэффициенты ухудшения для вредного вещества | ||||
Категория двигателя | CO | CH | NO | CH+NO* | Вредные частицы* |
С принудительным зажиганием | 1,2 | 1,2 | 1,2 | - | - |
С воспламенением от сжатия | 1,1 | - | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
* Для транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия. |
По заявке изготовителя испытательная лаборатория может провести испытание типа I до завершения испытания типа V с использованием коэффициентов ухудшения, указанных в таблице 3.
После завершения испытаний типа V испытательная лаборатория может изменить результаты сертификации, указанные в приложении Б, заменой коэффициентов ухудшения, указанных в таблице 3, коэффициентами, полученными в ходе испытания типа V.
5.3.5.3 Коэффициенты ухудшения определяют в соответствии с 5.3.5.1 или по таблице 3. Коэффициенты используют для установления соответствия требованиям 5.3.1.4 и 8.2.3.1.
5.3.6 Испытание типа VI. Определение выброса оксида углерода и углеводородов с отработавшими газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре окружающей среды
5.3.6.1 Испытание типа VI проводят на всех транспортных средствах категорий М и N класса I, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, за исключением транспортных средств, предназначенных для перевозки более шести человек, и транспортных средств максимальной массой более 2500 кг.
5.3.6.1.1 Транспортное средство устанавливают на динамометрическом стенде, оборудованном системой имитации нагрузки и инерции.
5.3.6.1.2 Испытание состоит из четырех простых городских ездовых циклов, предусмотренных первой частью испытания типа I. Первая часть испытания приведена в соответствии с дополнением 1 к приложению Г и представлена на рисунках Г.1-Г.3.
Испытание при низкой температуре окружающей среды проводят без остановки двигателя, начиная с его запуска в течение 780 с.
5.3.6.1.3 Для проведения испытаний при низкой температуре температура окружающей среды составляет 266 К (минус 7 °C).
Перед проведением испытания транспортные средства выдерживают в единообразных условиях для обеспечения воспроизводимости результатов испытания.
Предварительное кондиционирование транспортных средств и другие процедуры испытания проводят в соответствии с приложением К.
5.3.6.1.4 В ходе испытания отработавшие газы разбавляют и отбирают их пропорциональную пробу.
Отработавшие газы испытуемого транспортного средства разбавляют, отбирают, анализируют и измеряют общий объем разбавленных отработавших газов в соответствии с приложением К.
Анализ разбавленных отработавших газов проводят на содержание оксида углерода и углеводородов.
5.3.6.2 Испытание проводят три раза при условии соблюдения требований 5.3.6.2.2 и 5.3.6.3.
Выбросы оксида углерода и углеводородов с отработавшими газами должны быть меньше значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4
Температура испытания | Оксид углерода , г/км | Углеводороды , г/км |
266 К (-7 °C) | 15 | 1,8 |
5.3.6.2.1 Независимо от требований 5.3.6.2, для каждого вредного вещества один из трех полученных результатов может превышать не более чем на 10% установленное предельное значение при условии, что среднеарифметическое значение всех результатов меньше предельного значения. Если предельные значения превышены более чем по одному вредному веществу, то не имеет значения, происходит это в рамках одного и того же испытания или разных испытаний.
5.3.6.2.2 Число испытаний по 5.3.6.2 может быть увеличено по заявке изготовителя до десяти, если среднеарифметическое значение первых трех результатов ниже значения, соответствующего 110% установленного предельного значения. В этом случае после испытаний среднеарифметическое значение всех результатов должно быть ниже предельного значения.
5.3.6.3 Число испытаний по 5.3.6.2 сокращают в соответствии с 5.3.6.3.1 и 5.3.6.3.2.
5.3.6.3.1 Если полученное значение по каждому вредному веществу в рамках 1-го испытания меньше или равно 0,70, то проводят только одно испытание.
5.3.6.3.2 Проводят только два испытания, если не удовлетворяются условия 5.3.6.3.1 и для каждого вредного вещества результат 1-го испытания не более 0,85, а сумма первых двух результатов не более 1,70 и результат 2-го испытания не более :
и и .
5.3.7 Данные о выбросах вредных веществ с отработавшими газами для проверок в эксплуатации
5.3.7.1 Это требование применяют ко всем транспортным средствам, оснащенным двигателями с принудительным зажиганием, подвергаемым сертификации в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5.3.7.2 При испытании типа II в режиме холостого хода в соответствии с приложением Д регистрируют:
- объемную долю оксида углерода в отработавших газах;
- частоту вращения двигателя, включая возможные допуски.
5.3.7.3 При испытании типа II в режиме холостого хода с повышенной частотой вращения двигателя (более 2000 мин) регистрируют:
- объемную долю оксида углерода в отработавших газах;
- частоту вращения двигателя, включая возможные допуски;
- коэффициент избытка воздуха - безразмерную величину, отражающую отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к количеству воздуха, теоретически необходимому для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, по результатам измерений отдельных компонентов отработавших газов.
Коэффициент рассчитывают по упрощенной формуле Бреттшнайдера
,
где [], [], [] - объемная доля диоксида и оксида углерода и кислорода, %;
- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода (для бензина - 1,73, для СНГ - 2,53, для КПГ - 4,0);
- отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода (для бензина - 0,02, для СНГ и КПГ - 0);
[] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, млн;
- коэффициент приведения измерения углеводородов инфракрасным методом (NDIR) в гексановом эквиваленте к содержанию углеводородов, измеренному методом FID (значение указывает изготовитель прибор
а).
5.3.7.4 В ходе испытаний следует измерять и регистрировать температуру масла в двигателе.
5.3.7.5 По результатам испытания следует заполнить таблицу Б.3 в соответствии с приложением Б.
5.3.7.6 Изготовитель должен подтвердить, что значение , зарегистрированное при сертификации в соответствии с 5.3.7.3, является представительным для серийных транспортных средств, изготовляемых в течение 24 мес после даты сертификации. Проводимая для этих целей оценка должна быть основана на инспектировании и изучении производимых транспортных средств.
6 Изменение типа транспортного средства
6.1 Любое изменение типа транспортного средства доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия данному типу транспортного средства. Этот орган может:
6.1.1 прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и данное транспортное средство продолжает соответствовать требованиям настоящего стандарта;
6.1.2 потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.
6.2 Действие сертификата соответствия может быть распространено при условии соблюдения особых требований.
7 Распространение сертификата соответствия
При изменении типа транспортного средства следует соблюдать особые требования в соответствии с 7.1-7.4.
7.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами - испытания типов I, II и VI.
7.1.1 Типы транспортных средств различной контрольной массы
7.1.1.1 Сертификация определенного типа транспортного средства может быть распространена только на транспортные средства контрольной массой, требующей использования следующих двух более высоких категорий эквивалентной инерции или любой меньшей категории эквивалентной инерции.
7.1.1.2 Для транспортных средств категории N и М, указанных в примечании 2 к таблице 2, контрольной массой транспортного средства, на которую распространяют действие сертификата соответствия, предполагающее использование эквивалентной инерционной массы не более массы, которая использована для типа сертифицированного транспортного средства, действие сертификата соответствия может быть распространено, если массы вредных веществ на сертифицированном транспортном средстве находятся в пределах, установленных для транспортного средства, на которое предполагают распространить сертификат соответствия.
7.1.2 Типы транспортных средств, различающиеся общими передаточными числами
Действие сертификата соответствия может быть распространено на транспортные средства, отличающиеся от сертифицированного типа только передаточными числами, при соблюдении условий 7.1.2.1-7.1.2.3.
7.1.2.1 Для каждого передаточного числа, используемого при проведении испытания типа I и VI при частоте вращения двигателя 1000 мин, определяют соотношение
,
где - скорость сертифицированного транспортного средства;
- скорость транспортного средства, для которого запрошено распространение.
7.1.2.2 Если для каждого транспортного средства передаточное число менее 8%, то решение о распространении действия сертификата соответствия может быть принято без проведения повторных испытаний типа I и типа VI.
7.1.2.3 Если хотя бы одно передаточное число более 8% и каждое передаточное число не более 13%, то испытания типа I и типа VI должны быть повторены. Испытания можно проводить в испытательной лаборатории, выбираемой изготовителем, при согласии лаборатории, проводившей сертификационные испытания.
Протокол о проведении испытаний направляют испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации данного типа транспортного средства.
7.1.3 Типы транспортных средств, имеющие иную контрольную массу и иные общие передаточные числа
Действие сертификата соответствия типа транспортного средства может быть распространено на транспортные средства других типов, отличающиеся от сертифицированного типа контрольной массой и общими передаточными числами, при соблюдении условий 7.1.1 и 7.1.2.
7.1.4 Если данный тип транспортного средства в соответствии с 7.1.1-7.1.3 был сертифицирован, то действие такого сертификата не может быть распространено на другие типы транспортных средств.
7.2 Выбросы в результате испарения (испытание типа IV)
7.2.1 Действие сертификата соответствия типа транспортного средства, оснащенного системой контроля выбросов в результате испарения, может быть распространено при условиях 7.2.1.1-7.2.1.6.
7.2.1.1 Принцип дозирования подачи топлива/воздуха (например одноточечный впрыск, карбюратор) должен быть одинаковым.
7.2.1.2 Форма топливного бака, материал, из которого изготовлен топливный бак и топливопроводы, должны быть идентичными. Испытывают наиболее неблагоприятный вариант с точки зрения поперечного сечения и приблизительной длины топливопровода. Испытательная лаборатория, несущая ответственность за проведение испытаний, принимает решение о том, являются ли приемлемыми неидентичные сепараторы пар/жидкость.
Допуск по объему топливного бака не должен превышать ±10%. Регулировка предохранительного клапана должна быть идентичной.
7.2.1.3 Метод удержания паров топлива должен быть идентичным, например форма и объем ловушки, субстанция хранения, воздушный фильтр (если его используют для контроля выбросов в результате испарения) и т.д.
7.2.1.4 Допуск на объем поплавковой камеры карбюратора не должен превышать ±10 см.
7.2.1.5 Метод продувки абсорбированных паров топлива должен быть идентичным (например расход воздуха, начало продувки или объем воздуха, пропускаемый при продувке в ходе ездового цикла).
7.2.1.6 Метод обеспечения герметичности и вентиляции топливодозирующей системы должен быть идентичным.
7.2.2 Дополнительные замечания:
а) допускаются двигатели иного рабочего объема;
б) допускаются двигатели иной мощности;
в) допускаются автоматические или механические коробки передач, два или четыре ведущих колеса;
г) допускаются иные формы кузова;
д) допускаются колеса и пневматические шины других размеров.
7.3 Испытания на долговечность устройств для контроля вредных выбросов (испытание типа V)
7.3.1 Действие сертификата соответствия транспортного средства определенного типа может быть распространено на другие типы транспортных средств при условии, что сочетание "двигатель/система контроля выбросов" идентично комбинации для транспортного средства уже сертифицированного.
Для различных типов транспортных средств комбинации "двигатель/система контроля выбросов" будут рассматриваться как идентичные, если приводимые ниже параметры этих транспортных средств являются идентичными или не выходят за пределы установленных значений:
7.3.1.1 Двигатель:
- число цилиндров;
- рабочий объем (±15%);
- конфигурация блока цилиндров;
- количество клапанов;
- система питания;
- система охлаждения;
- процесс сгорания;
- межцентровые расстояния цилиндров.
7.3.1.2 Система контроля выбросов
Каталитические нейтрализаторы:
- число каталитических нейтрализаторов и элементов;
- размер и форма каталитических нейтрализаторов (объем монолита ±10%);
- тип каталитической активности (окисление, трехкомпонентный нейтрализатор и т.д.);
- содержание драгоценных металлов (идентичное или большее);
- соотношение драгоценных металлов (±15%);
- основа катализатора (структура и материал);
- плотность ячеек;
- тип оболочки каталитического нейтрализатора (каталитических нейтрализаторов);
- изменения местоположения нейтрализатора в системе выпуска не должны допускать изменения температуры отработавших газов более чем на 50 К на входе в каталитический нейтрализатор.
Примечание - Эти изменения температуры проверяют в стабильных условиях на скорости 120 км/ч с нагрузкой, предусмотренной для испытания типа I.
Подача воздуха:
- имеется или отсутствует;
- тип (импульсный нагнетатель, воздушный насос и т.д.).
Рециркуляция отработавших газов: имеется или отсутствует.
7.3.1.3 Категория инерции: две ближайшие большие категории инерции и любая меньшая категория инерции.
7.3.1.4 Испытание на долговечность может проводиться на транспортном средстве, кузов, коробка передач (автоматическая или механическая), размеры колес или шин которого отличаются от соответствующих показателей транспортного средства, в отношении которого запрашивается сертификат соответствия.
7.4. Бортовая диагностическая система
7.4.1 Действие сертификата соответствия транспортного средства в отношении БДС может быть распространено на другие типы транспортных средств, принадлежащих к одному и тому же семейству БДС в соответствии с дополнением 2 к приложению М, независимо от следующих характеристик транспортных средств:
- дополнительных устройств двигателя;
- шин;
- категории эквивалентной инерции;
- системы охлаждения;
- общего передаточного числа;
- типа трансмиссии;
- типа кузова.
8 Соответствие производства
8.1 Каждое транспортное средство, имеющее сертификат соответствия типа на основании настоящего стандарта, должно соответствовать сертифицированному типу транспортного средства в отношении элементов, влияющих на выделение двигателем вредных веществ и выбросов в виде испарений.
Процедуры инспекционного контроля должны соответствовать Добавлению 2* к Соглашению 1958 г.
________________
* Добавление 2 "Соответствие методов производства" Соглашения 1958 года (E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2) "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний".
8.2 Как правило, инспекционный контроль в отношении ограничения выбросов транспортным средством (испытания типов I, II, III и IV) проводят на основе описания в соответствии с приложением А.
В отношении выбросов вредных веществ, использованные мероприятия должны быть пригодны также для подтверждения функциональных возможностей устройств контроля выбросов при эксплуатации транспортных средств в нормальных условиях (транспортные средства, которые используются и обслуживаются надлежащим образом). Для целей настоящего стандарта эти мероприятия должны быть проверены на протяжении периода эксплуатации транспортных средств, равного пяти годам, или пробега до 80000 км, в зависимости от того, какое из этих условий будет выполнено раньше, а с 01.01.2005 г. - на протяжении периода эксплуатации транспортных средств, равного пяти годам, или пробега до 100000 км в зависимости от того, какое из этих условий будет достигнуто раньше.
8.2.1 Аудит соответствия продукции в эксплуатации орган по сертификации проводит на основе любой относящейся к данному случаю информации, имеющейся у изготовителя, с использованием процедур инспекционного контроля в соответствии с Добавлением 2* к Соглашению 1958 г. Процедуры проверки - в соответствии с рисунками Г.1 и Г.2
________________
* Добавление 2 "Соответствие методов производства" Соглашения 1958 года (E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2) "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний".
Информация, представляемая изготовителем, должна содержать:
8.2.1.1 Параметры, определяющие семейство в отношении эксплуатационного контроля
Семейство транспортных средств в отношении эксплуатационного контроля определяют по базовым параметрам конструкции, которые должны быть общими для всех транспортных средств семейства. Те типы транспортных средств, которые имеют общие значения параметров, указанных ниже, или для которых значения этих параметров находятся в пределах установленных отклонений, могут рассматриваться как принадлежащие одному семейству:
- рабочий процесс (двух- или четырехтактный, роторно-поршневой);
- число цилиндров;
- структура блока цилиндров - конфигурация расположения (рядная, V-образная, радиальная, горизонтально-оппозитная, иная). Наклон и ориентация осей цилиндров не является критерием;
- система топливоподачи в двигатель (с помощью карбюратора или путем впрыскивания: прямой впрыск/впрыск в форкамеру/впрыск в вихревую камеру);
- тип системы охлаждения (воздушная, жидкостная, масляная);
- метод смесеобразования;
- топливо, необходимое для работы двигателя (бензин, дизельное, СНГ, КПГ и т.д.). Транспортные средства, оснащенные двигателями, работающими на двух видах топлива, могут быть выделены в отдельное семейство с транспортными средствами, предназначенными для работы на конкретном топливе по признаку хотя бы одного общего вида топлива;
- тип каталитического нейтрализатора (трехкомпонентный, другой);
- уловитель частиц (есть/нет);
- рециркуляция отработавших газов (есть/нет);
- рабочий объем самого большого двигателя семейства минус 30%.
8.2.1.2 Проверку соответствия продукции в эксплуатации орган по сертификации проводит на основе информации, представленной изготовителем. Такая информация может включать, но не ограничиваться ими, следующие данные:
8.2.1.2.1 Наименование изготовителя, его адрес, телефон, номер факса и электронной почты.
8.2.1.2.2 Адрес, телефон, номер факса и электронной почты уполномоченного представителя в пределах области, охваченной информацией изготовителя.
8.2.1.2.3 Название модели (моделей) транспортных средств, включенных в информацию изготовителя.
8.2.1.2.4 В соответствующих случаях перечень типов транспортных средств, входящих в семейство в пределах информации изготовителя в соответствии с 8.2.1.1
8.2.1.2.5 Код идентификации транспортного средства (VIN), применимый к типам транспортных средств в пределах семейства.
8.2.1.2.6 Номера сертификатов соответствия, относящиеся к этим типам транспортных средств в пределах одного семейства, включая, в соответствующих случаях, распространения действия сертификата и случаи отзыва продукции.
8.2.1.2.7 Конкретные подробности распространения действия и отзывов продукции (в случае запроса от органа по сертификации).
8.2.1.2.8 Период времени, в течение которого собиралась информация изготовителя.
8.2.1.2.9 Период времени, в течение которого производились транспортные средства в соответствии с информацией изготовителя (например транспортные средства, выпускаемые в течение 2001 г.).
8.2.1.2.10 Процедура проверки изготовителем транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая приведенные в 8.2.1.2.10.1-8.2.1.2.10.6:
8.2.1.2.10.1 метод установления расположения транспортных средств;
8.2.1.2.10.2 критерии отбора и выбраковки транспортных средств;
8.2.1.2.10.3 типы испытаний и процедуры, используемые для программы;
8.2.1.2.10.4 критерии принятия/отклонения, применяемые изготовителем в группах семейств;
8.2.1.2.10.5 географическую область, в пределах которой изготовителем собрана информация;
8.2.1.2.10.6 объем выборки и план выборочного контроля, использованный изготовителем.
8.2.1.2.11 Результаты проверки изготовителем транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая приведенные в 8.2.1.2.11.1-8.2.1.2.11.5.
8.2.1.2.11.1 Идентификация транспортных средств, включенных в программу (как подвергшихся, так и не подвергшихся испытаниям).
Идентификация должна включать:
- наименование модели;
- код идентификации транспортного средства (VIN);
- регистрационный номер транспортного средства;
- дату выпуска;
- область (регион) эксплуатации (если известно);
- шины, предназначенные для эксплуатации в климатических условиях эксплуатации.
8.2.1.2.11.2 Причины исключения транспортного средства из выборки.
8.2.1.2.11.3 История эксплуатации каждого транспортного средства в выборке (включая любые устранения неисправностей).
8.2.1.2.11.4 История ремонтов каждого транспортного средства в выборке (при наличии данных).
8.2.1.2.11.5 Данные испытаний, включающие:
- дату проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- пробег по показаниям бортового указателя пробега;
- характеристику использованного при испытаниях топлива (эталонное или рыночное);
- условия проведения испытаний (температуру, влажность, эквивалентную инерционную массу динамометра);
- регулирование динамометрического стенда (например установку поглощаемой мощности);
- результаты испытаний (по крайней мере трех различных транспортных средств от семейства).
8.2.1.2.12 Записи показаний БДС.
8.2.1.3 Другую информацию об испытаниях и наблюдениях, зарегистрированную изготовителем, включая записи показаний работы БДС.
8.2.2 Информация, собранная изготовителем, должна быть достаточно всесторонней, чтобы обеспечить уверенность, что характер эксплуатации может быть оценен как нормальный в соответствии с тем, как это определено в 8.2, и является представительным для рынков сбыта изготовителя.
Для целей настоящего стандарта изготовитель может не проводить проверку соответствия продукции сертифицированному типу в эксплуатации, если он сможет продемонстрировать органу по сертификации, что годовые продажи данного типа транспортного средства во всех странах не превышают 10000 шт.
В случае транспортных средств, предназначенных для продажи в Европейском Союзе, изготовитель может не проводить проверку соответствия продукции сертифицированному типу в эксплуатации, если он сможет продемонстрировать органу по сертификации, что годовые продажи данного типа транспортного средства в странах Европейского Союза не превышают 5000 шт.
8.2.3 Если необходимо провести испытание типа I и сертификат соответствия транспортного средства имеет одно или несколько распространений, то испытания проводят на транспортном средстве, соответствующем первоначальному описанию или на транспортном средстве, включенном в соответствующее распространение.
8.2.3.1 Для проверки соответствия транспортных средств при испытании типа I применяют следующую процедуру, указанную в 8.2.3.1.1-8.2.3.1.3.
После отбора транспортных средств органом по сертификации изготовитель не должен производить на этих транспортных средствах никаких регулировок.
Для ГЭТС испытания проводят в соответствии с приложением Р:
- для транспортных средств с внешней зарядкой определение вредных выбросов проводят на транспортном средстве, кондиционированном согласно условию В испытания типа I для ГТС;
- для транспортных средств с внутренней зарядкой определение вредных выбросов проводят при тех же условиях, что и испытания типа I для ГЭТС.
8.2.3.1.1 Три транспортных средства последовательно отбирают методом случайной выборки и подвергают испытанию, описанному в 5.3.1. Коэффициенты ухудшения используют аналогичным образом. Предельные значения указаны в таблице 2.
Для систем периодической регенерации по 2.20 результаты умножают на коэффициенты , полученные в соответствии с приложением П на дату оформления сертификата соответствия.
По заявке изготовителя испытание может быть проведено непосредственно после завершения процесса регенерации.
8.2.3.1.2 Если орган по сертификации удовлетворен представленными изготовителем данными по среднеквадратичным отклонениям своей продукции в соответствии с 8.2.1, оценку проводят в соответствии с дополнением 1 к настоящему стандарту.
Если орган по сертификации не удовлетворен среднеквадратичными отклонениями в производстве, представленными изготовителем в соответствии с 8.2.1, оценку проводят в соответствии с дополнением 2 к настоящему стандарту.
8.2.3.1.3 Соответствие или несоответствие серийного производства устанавливают по результатам испытания выборки транспортных средств после принятия положительного решения в отношении всех вредных веществ или отрицательного решения в отношении одного вредного вещества согласно критериям оценки, указанным в соответствующем дополнении.
Принятое положительное решение о прохождении испытания в отношении одного вредного вещества не может быть изменено в результате дополнительных испытаний, проводимых для принятия решения в отношении других вредных веществ.
Если положительное решение о прохождении испытания в отношении всех вредных веществ или отрицательное решение в отношении одного вредного вещества не принимают, испытание проводят на дополнительном транспортном средстве (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Рисунок 2
8.2.3.2 Независимо от требований Г.3.1.1 приложения Г испытания проводят на новых транспортных средствах, поступивших непосредственно с конвейера.
8.2.3.2.1 По заявке изготовителя испытания могут проводиться на транспортных средствах с пробегом:
- не более 3000 км - для транспортных средств, оснащенных двигателем с принудительным зажиганием;
- не более 15000 км - для транспортных средств, оснащенных двигателем с воспламенением от сжатия.
В обоих случаях обкатку будет осуществлять изготовитель, обязуясь не производить на этих транспортных средствах никаких регулировок.
8.2.3.2.2 Если изготовитель обращается с просьбой произвести обкатку транспортных средств ( км, где 3000 км для транспортных средств, оснащенных двигателем с принудительным зажиганием, и 15000 км - для транспортных средств, оснащенных двигателем с воспламенением от сжатия), можно использовать следующий метод:
а) на первом испытуемом транспортном средстве выбросы вредных веществ (испытание типа I) определяют при нулевом пробеге и при км;
б) коэффициент изменения выбросов между значениями при нулевом пробеге и пробеге км рассчитывают для каждого из вредных веществ.
Выбросы при пробеге км /выбросы при нулевом пробеге
Это значение может быть меньше 1;
в) последующие испытуемые транспортные средства не подвергают процедуре обкатки, однако значения выбросов при нулевом пробеге корректируют с учетом полученного коэффициента изменения.
В этом случае используют следующие значения:
- при пробеге км - для первого транспортного средства;
- при нулевом пробеге, умноженные на коэффициент изменения, - для других транспортных средств